Сохранение и разрушение традиционного культурного наследия

Понятие «Культурное наследие» включает в себя то, что было создано нашими предками, было признано как ценность, и позволяет понять историю и развитие человеческого общества.

Сохранение культурного наследия очень важно для каждой нации, как источника знания для будущих поколений и является передачей традиционной культуры.

Во время бедствий и войн люди старались защитить и сохранить национальное достояние.

Известно, что во время второй мировой войны Франция была оккупирована немецкими войсками. Гитлер мечтал «взять Лувр» и отдал приказ захватить Париж. Жители массово покидали город. Но хранитель Лувра Жак Жожар хотел спасти как можно больше ценностей Лувра. Было упаковано 1 862 коробки с ценными реликвиями, среди которых были Мона Лиза, крылатая богиня Победы и Венера Милосская, а также 4 000 коробок с экспонатами. Понадобилось 203 грузовика, чтобы вывести и спрятать национальное достояние в разных замках.

Когда Париж был оккупирован нацистами, сокровища Лувра уже были спрятаны, и план Гитлера «взять Лувр» провалился.

Впоследствии на основе этого исторического события Александр Сокуров снял фильм «Франкофония».

Чан Кайши спас китайские национальные сокровища от уничтожения

Во время японо-китайской войны в январе 1933 года японская армия прорвалась через перевал Шаньхайгуань, один из главных перевалов Великой Китайской стены. Лидер Национальной партии Китая Чан Кайши, который прежде боролся с японскими захватчиками, а затем с коммунистической армией Китая, был полон решимости защитить национальное достояние. Он приказал своим людям вывезти тысячи культурных реликвий в безопасное место.

В Пекине в феврале 1933 года, тёмной и ненастной ночью из Запретного города через Шэньумэнь (Ворота Божественной Мощи) вышла колонна с тысячами запечатанных деревянных ящиков. Сопровождающие были одеты во всё чёрное, а колонну охраняли солдаты и вооружённые полицейские.

Затем 19 557 ящиков с национальными сокровищами были погружены на два поезда, которые через Тяньцзинь проследовали по линиям Пинхан, Лунхай и Цзиньпу и прибыли в Шанхай. Бесценные национальные сокровища, в том числе полный комплект «Сику цюаньшу» («Полное собрание книг по четырём разделам») – огромная коллекция китайской литературы от античности до XVIII века и другие древние драгоценные предметы, картины и каллиграфические работы. Национальные сокровища были перевезены в разные места в Сычуани и Гуйчжоу на юго-западе Китая, несмотря на трудности из-за повреждённых дорог и разрушенных мостов.

После окончания войны с Японией началась гражданская война: Коммунистическая партия Китая (КПК) стремилась захватить власть и свергнуть ослабленное войной с Японией Национальное правительство Чан Кайши.

В 1948 году Чан Кайши решил отступить на Тайвань, и национальные сокровища Китая начали перевозить на Тайвань. После неимоверных трудностей 680 тыс. экспонатов национального достояния были перевезены из материкового Китая в Национальный дворцовый музей в Тайбэе.

Интересный исторический факт: культурные реликвии считаются хрупкими и уязвимыми, но ни одно из сокровищ, вывезенных из Запретного города, не было разбито или повреждено после долгого и опасного путешествия, как будто их защищали Боги.

Сотрудник Запретного города На Чжилян, который сопровождал национальные сокровища, вспоминал: «Я был свидетелем того, как нам всегда удавалось благополучно уехать прямо в момент вражеской бомбардировки или остаться целыми и невредимыми, даже когда наш грузовик перевернулся, а лодка опрокинулась. После этого я начал верить в то, что все эти древние предметы имеют душу и разум». Позже он написал книгу «Охрана национальных сокровищ Запретного города в течение 70 лет».

Чан Кайши внёс огромный вклад в сохранение культурных реликвий, несмотря на катастрофические последствия войны. Сокровища, оставшиеся в Китае, включая работы национальных мастеров и культурные реликвии, были разрушены во время «Культурной революции» (1966 – 1976 гг.) хунвейбинами Мао.

Компартия Китая уничтожила бесчисленные национальные сокровища

1 июня 1966 года газета «Жэньминь Жибао» опубликовала редакционную статью под названием «Уничтожить всех монстров и демонов». В статье пропагандировался лозунг «отмены четырёх пережитков»: прежнего мышления, прежней культуры, прежних обычаев и прежних привычек. Это было одной из главных целей «Культурной революции».

После встречи Мао с представителями Красной гвардии на площади Тяньаньмэнь18 августа, хунвейбины в Пекине начали громить все, что относилось к «четырём пережиткам». В короткие сроки были разрушены и уничтожены буддийские и даосские храмы, статуи Будд, исторические памятники, традиционные каллиграфические работы, картины и антиквариат.

В борьбе с «четырьмя пережитками» более 10 млн домов по всему Китаю были обысканы, были изъяты и уничтожены бесчисленные сокровища древней культуры, каллиграфические работы и картины, древние книги, утварь и украшения были разбиты вдребезги или сожжены дотла.

Из 6843 культурных реликвий и исторических объектов, перечисленных в Пекинском обзоре культурных реликвий 1958 года, 4 922 были полностью разрушены в августе и сентябре 1966 года.

В провинции Шаньдун была раскопана могила Конфуция, и его останки разбросаны. Было уничтожено более 5300 экземпляров древних книг, каллиграфических работ и картин, национальных культурных реликвий первого класса и каменных памятников, связанных с Конфуцием.

Не пощадили даже старинные здания, хранящие воспоминания о древних временах. В Пекине были снесены внутренние и внешние городские стены, уцелели только ворота: Тяньаньмэнь, Чжэнъянмэнь, Дэшенмэнь и Юндинмэнь. Эти стены и здания пережили множество гражданских войн и социальных потрясений со времён династии Ляо, правящей почти 1000 лет назад, только для того, чтобы быть с жестокостью разрушенными компартией Китая.

«Культурная революция», осуществлённая компартией, подорвала корни традиционной культуры Китая, что привело к серьёзному вырождению национальной цивилизации, которое продолжается до сегодняшнего дня.

Чан Кайши сказал: «Никто не может уничтожить китайскую культуру! То, что, в конечном счёте, уничтожит коммунистических злодеев и воров, заключено в праведности национального независимого характера и способностей, проявляющихся в нашей китайской культуре!»

Говорят, что в Запретном городе в Пекине «есть дворцы, но нет сокровищ», в то время как в Запретном городе в Тайбэе «есть сокровища, но нет дворцов». Смысл в том, что, несмотря на то, что Запретный город в обоих местах демонстрирует древнюю и великолепную культуру Китая, КПК и Национальная партия Китая совершенно по-разному относятся к культуре и культурным реликвиям.

Китай раньше называли «Шэньчжоу» (Божественная земля), а традиционная культура Китая считалась культурой, дарованной Богами. Традиционные китайские иероглифы, которые, как полагают, были придуманы божественными существами, также были тесно связаны с моральными ценностями и представлениями древних китайцев.

Принципы марксизма и атеизма пропагандируемые компартией Китая являются полной противоположностью принципов традиционной китайской культуры и общечеловеческих ценностей.