История карантина измеряется тысячелетиями

История карантина как предупредительной меры известна человечеству с давних времён. В Ветхом Завете, в книге Левит, мы можем встретить первые упоминания о карантинных мероприятиях. Несколько стихов из книги звучат как требование изолировать людей, больных проказой. В древности люди полагались на изоляцию задолго до того, как стали известны истинные причины возникновения инфекционных заболеваний.

Во времена, когда лечение от болезней было редким, а меры общественного здравоохранения – незначительными, лекари и лидеры начиная ещё с эпохи древних греков обращались к карантину для сдерживания бедствий.

Первоначальное действие карантина определялось как «задержание и разделение лиц, подозреваемых в наличии заразной болезни». Теперь он представляет собой период изоляции для людей и животных с заразной болезнью или для тех, кто, возможно, был заражён, но ещё не болен.

В 1374 году в Италии, в городе Реджо-нель-Эмилия, во время эпидемии чумы, именуемой «чёрной смертью», были приняты карантинные законы. Многие города, расположенные по берегам Адриатического и Средиземного морей, стали применять продолжительную изоляцию для судов, прибывших из Египта и Константинополя. В XV столетии появились карантинные лазареты в Венеции, Генуе и Марселе.

старинный карантинный лазарет в Хорватии
Старинный карантинный лазарет в Хорватии

Карантин (quaranta giorni) с итальянского языка переводится как «40 дней». Срок в 40 дней, по мнению профессора истории медицины Оксфордского университета Марка Харрисона, был выбран неслучайно. Эту идею, описанную в Новом Завете, он связывает с историей Иисуса, который провёл в пустыне 40 дней.

Прибывавшие в Венецию корабли бросали якорь за пределами гавани и стояли там 40 дней, чтобы не завезти в город чуму. Местом для изоляции судов стал остров Лазаретто, который находится в четырёх километрах от Венеции. Название острова также осталось в истории медицины.

Ровно на сорок первый день на палубу прибывала специальная комиссия врачей и выносила свой вердикт, можно ли причалить кораблю к гавани. Предполагалось, что любой человек на борту, который был здоров, в конце периода ожидания допускался на берег.

Незавидная судьба постигала заразившихся членов команды. Заболевших моряков оставляли на острове. Врачи не осмеливались их лечить, боясь подцепить заразу. Хоронили умерших на том же острове Лазаретто.

Нарушителей карантина не щадили. Например, в Женеве они подвергались сожжению вместе с их привезённым товаром. Во многих городах жителям запрещалось покидать их территорию: их могли не впустить обратно.

В 1629 году в городе Динь-ле-Бен жителям под угрозой смертной казни было запрещено покидать город. В 1666 году жители города Эйам в Дербишире изолировались во время вспышки чумы добровольно.

История сохранила многочисленные подтверждения существования страшных эпидемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к IV веку до нашей эры.

чума на картине Брейгеля
Чума на картине Брейгеля

В середине VI века в Египте возникла эпидемия чумы, которая распространилась на многие страны. За 50 лет от чумы умерло около 100 миллионов человек. Например, Италия в то время почти обезлюдела. С 1347 года в Европе в течение четырёх лет чёрная смерть унесла от 40 до 50 миллионов человек, а во всём мире погибло от 75 до 200 миллионов.

На Руси, в Пскове, по данным псковской первой летописи, в 1521 году «князь… велел улицу Петровскую, где вспыхнула чума, заперети с обою концев». В 1552 году, когда чума появилась снова в Пскове, звучал призыв к гостям города покинуть его вместе с товаром, «а если кто ослушается…ино его выведши за город сжечи с товаром. И быть заставе на псковской дороге, чтобы не ездили во Псков, ни из Пскова в Новгород» (вторая новгородская летопись).

Общие правила в отношении карантинов в России были изданы в 1712 году. Правила изоляции гласили, что воеводы и губернаторы во время поветрия за границей должны были задерживать приезжих у застав. Но срок этого карантина не был установлен.

Согласно инструкции, во внутренних областях, в которых появилось заразное поветрие, должно быть прервано всякое сообщение. Дома, в которых обнаруживали заболевших, приказывали сжечь вместе со скотом и домашней утварью, а людей вывести в особые безлюдные места. Всякому, кто прокрадывался через заставы, грозила виселица.

В 1771 году самая сильная эпидемия в России, которая уносила до тысячи человек в день, вызвала в Москве одно из самых крупных восстаний под названием «чумной бунт». Причиной этого восстания явилось то, что люди направлялись молиться и просить помощи у чудотворной иконы Боголюбской Богоматери у Варварских ворот Китай-города, а священнослужители из-за боязни скопления народа и дальнейшего распространения чумы решили икону убрать и людей в монастырь не впускать.

Разъярённая толпа восставших по набату разгромила Чудов и Донской монастыри в Кремле, убила архиепископа Амвросия и стала громить и грабить дома знати. На подавление бунта были направлены войска – и после трёхдневных боёв восстание было подавлено.

В истории карантина США самыми известными стали события, связанные с «Тифозной Мэри». Это история Мэрри Мэллон, которая жила в начале XX века и была носителем брюшного тифа. Сама Мэри не болела и никаких признаков болезни не ощущала. Несмотря на это, она заражала тифом те семьи, у которых работала поваром. Власти изолировали Мэри, отправив её на один из островов в Нью-Йорке. Пробыв три года в карантине, женщина вернулась и пообещала никогда больше не работать поваром. Но она всё-таки не смогла сдержать своего обещания и продолжала заражать людей. Карантин для Мэри продлили до конца жизни.